Родителям


27.08.2012г.
ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ! (ЧАСТЬ 1)

Уважаемые родители! Мы начинаем раздел, посвященный новым ученикам – первоклассникам, которые 1 сентября отправятся в свое первое школьное путешествие.

Встреча 1. «Наши первые шаги»
Ни для кого не секрет, что первое впечатление от начала школьной жизни является для маленького первооткрывателя знаний, наиболее важным и значимым. Ведь сейчас ему предстоит очень многое: приспосабливаться к новому режиму дня; принимать на себя ряд новых обязанностей; выстраивать новые отношения со своими сверстниками и взрослыми – педагогам, управлять своим поведением, и, собственно, постигать главный смысл обучения в школе – развитие самого себя как познающей личности.

Поступление ребенка в школу это еще и ...





ТЕСТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗДЕСЬ)

Специалисты в области детской и семейной психологии разработали уникальные тесты, которые помогут вам лучше оценить ваши отношения с ребенком и выявить возможные проблемы. Вы получите базовые рекомендации и, возможно, откроете что-то новое для себя.
  1. Тревожный ли ваш ребенок?
  2. Ваши отношения с подростком
  3. Насколько вы ответственный родитель? (оценка родительского мастерства)
  4. Ваш стиль воспитания
  5. Ради ребенка?
  6. Тип темперамента вашего ребенка
  7. Детско-родительские конфликты: ваш тип поведения.
  8. Ваша семья
  9. Готов ли ваш ребенок к школе?

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению. Наиболее часто дезадаптация наблюдается у первоклассников, хотя она также может развиться и более старших детей. Очень важно вовремя обнаружить проблему, чтобы вовремя принять меры и не дожидаться, пока она вырастет подобно снежному кому.
Причины школьной дезадаптации 
Причины школьной дезадаптации могут быть различными.
1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями. 
2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д. 
3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей). 
4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.
Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.



ЕСЛИ НЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ

В школьном конфликте есть три действующих лица: это ребенок, учитель и, как ни странно, родитель. Именно в этой связке всегда необходимо решать школьные проблемы. Если вы заметили, что ваш ребенок не хочет посещать школу в целом или занятия какого-то конкретного преподавателя, негативно отзывается о педагоге или ожидает его отрицательной оценки, это повод обратить внимание на то, что в школьной жизни вашего чада появились сложности.
Причины проблем
Причин сложностей во взаимоотношениях может быть много. Вот некоторые из них:
-неуспеваемость ученика;
-завышенные требования учителя;
-стремление ученика выделиться, привлечь к себе внимание сверстников, а порой и родителей, завоевать авторитет;
-конкуренция с учителем;
-нестандартное поведение ученика, выходящее за рамки привычного, понятного для учителя;
-учительские «любимчики» и «нелюбимчики»;
-заработанная репутация ребенка в учительской среде;
-давление со стороны родителей (иногда проблемы с учителями – это протест родителям).
Что делать? 
Оказать помощь в таких ситуациях можно по-разному. 


ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ: ЗАМЕТКИ ДЛЯ МАМЫ

Почему важно говорить о том, как ведет себя ребенок на детской площадке? Первый выход в свет, первый шаг к открытию большого мира или, говоря научным языком, первый опыт социального взаимодействия вне семьи, безусловно, это посещение детской площадки.
Детские и семейные психологи используют в работе такой метод, как наблюдение. Ведь не всегда ребенок может что-то рассказать, пожаловаться на какие-то трудности. Скорее задача взрослого — наблюдать за ребенком.
Иногда мама так привыкает к поведению своего ребенка, особенно если это единственный ребенок, что не замечает каких-то особенностей своего ребенка или того, что ребенок просто повзрослел и у него в связи с этим меняются потребности.  И как раз на детской площадке мама может со стороны посмотреть на то, как общается ребенок, с кем и во что играет, может быть, даже больше узнать о своем ребенке именно на улице, а не дома.
Как ребенок общается
Прежде всего, наблюдение за малышом дает понять, как он общается с другими детьми. Хочет ли он общаться, стремится ли к общению, наблюдает, копирует (если речь идет о ребенке от 1 года до 2,5-3 лет) или, наоборот, избегает общения. При этом он может  бояться других детей, проявляя агрессию или чрезмерную осторожность и боязливость, либо как будто не замечать других детей, всегда играя в одиночестве.
Как помочь ребенку, который боится общаться?





28 октября в 12.00 на  портале "Я - родитель"  пройдет видеоконсультация «Здоровье школьника».
Согласно исследованиям Научного центра здоровья детей РАМН, среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. Как же родителям сохранить здоровье школьника? Сколько часов в день школьник может читать, писать, решать, запоминать без вреда для здоровья? Как правильно организовать режим дня? Как научить детей правильно питаться?
На ваши вопросы ответит кандидат психологических наук, научный сотрудник Научного центра здоровья детей РАМН Мазурова Надежда Владимировна.





УЧИМ РЕБЕНКА ИГРАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Игра для ребенка – не только увлекательное, но и очень полезное занятие, которое помогает маленькому человечку гармонично развиваться. Родителям стоит знать несколько основных правил, на которые нужно обращать внимание при выборе игр для малыша. Есть также несколько секретов, которые помогут приучить ребенка самостоятельным играм.
При выборе игр для ребенка нужно исходить из его возраста, интересов, которые у него наверняка уже проявляются. Не забывайте об особенностях характера вашего чада. Игры могут быть развлекательными, познавательными или  развивающими. Для достижения лучше результата, психологи советуют чередовать их. В процессе игры у детей развивается не только мышление, но и воображение, внимательность, память. Вы удивитесь, но во время игры ваш малыш быстрее учится говорить.
По началу очень важно помогать вашему ребенку играть - вы будете выступать одновременно и в роли учителя, и в роли напарника по игре. При этом малыш будет чувствовать себя комфортно, ведь родители – самые близкие для него люди.
Развивающие игры
Займитесь с ребенком упражнениями, связанными (читать ...)


РЕБЕНОК ПЛОХО ПИШЕТ И ЧИТАЕТ – ВОЗМОЖНО, ЭТО ДИСГРАФИЯ

Ребёнок вроде бы не глупый, а вот правильно писать никак не научится? Постоянно выскакивают ошибки, которые обычно называют опечатками? К тому же, если читает вслух, то словно маленький? Не спешите обвинять ребёнка, возможно, ему требуется помощь специалиста. 

Что такое дисграфия? 

Ребенок может быть талантливым, сообразительным и при этом делать глупые, с точки зрения родителей и учителей, ошибки. В таких случаях, как правило, родители обвиняют ребёнка в невнимательности. И такие реакции ни к чему хорошему не ведут. Ребёнок и вовсе может отказаться писать и у него может возникнуть негативное отношение к такому нужному предмету, как «русский язык»». Поэтому, прежде, чем ругать ребёнка необходимо проанализировать его ошибки. Если нелепые ошибки, опечатки встречаются постоянно, то в таком случае, ребёнка стоит отвести к специалисту – логопеду. Дело в том, что наличие стойких ошибок-опечаток говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма – а это дисграфия. И не исключено, что дисграфию удастся только скорректировать, а вот добиться абсолютной грамотности уже, вряд ли, получится. Это особенность ребёнка. 






Если ребёнок начал курить

Наверное, никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок приобщился к табаку. Однако, практически каждый подросток, даже из благополучной семьи, хоть раз попробовал сигарету. Мотивы могут быть разными: из любопытства, за компанию, чтобы не выглядеть "белой вороной", чтобы почувствовать себя взрослым и крутым, из чувства протеста и т.п.
Вкус первой сигареты, как правило, не нравится и не оставляет желания продолжать. Однако, если подросток пробует курить в компании других курящих, то, скорее всего, он не решится озвучить свои неприятные ощущения (головокружение, тошнота, неприятный привкус во рту) и не откажется от следующей сигареты. Не получив удовольствия от первой пробы табака, подросток в первое время скорее всего будет курить только за компанию. 
Чем чаще он будет это делать, тем быстрее у него разовьется потребность в психостимулирующем действии никотина, а вкус сигареты станет привычным. Со временем подросток все чаще будет нуждаться в сигарете, чтобы "успокоить нервы", немного взбодриться, притупить чувство голода (в основном это касается девочек, желающих похудеть), и вот уже зависимость от никотина становится настолько сильной, что отказаться от курения нет ни сил, ни желания. 
Родители, узнав, что их ребенок курит, обычно реагируют крайне резко и необдуманно: ругают, наказывают, запрещая общение с курящими друзьями, лишая карманных денег и т.д. Такая реакция только усугубляет ситуацию, провоцируя в ребенке желание протестовать. Это не означает, что родителям не нужно попытаться решить возникшую проблему, просто их решения должны опираться на здравый смысл и уважение к личности ребенка.